Значительное количество людей имеют свой автомобиль и регулярно им пользуются для передвижений по городу. Поэтому сейчас мы вполне можем рассматривать водителей в транспортной системе города как особую часть социальной среды.
Эта часть характеризуется повышенной степенью опасности и большим количеством агрессии. Помимо ДТП с тем или иным исходом, на дорогах постоянно происходят конфликтные ситуации между водителями, сопровождающиеся применением физического насилия, в том числе оружия. Главным в таких ситуациях становится правота, а точнее стремление доказать неправоту другого. На дорогах вообще сильно проявляются негативные человеческие черты.
В связи с этим, если мы стремимся комплексно подходить к тому, чтобы обезопасить себя, самооборона будет находить свое применение и там. Сейчас мы не берем ситуации «разборок», а рассмотрим основные моменты, с которых начинается безопасность водителя.
Прежде всего, нужно осознавать серьезность участия в дорожном движении. Человеческий фактор представляет наибольшую опасность, создавая и поддерживая непредсказуемую угрозу. Для того чтобы причинить вред кому-то, человеку необязательно этого хотеть и даже специально что-то делать. Достаточно небольшой потери контроля над собой и ситуацией.
Серьезность также заключается в том, что вождение машины подразумевает необходимость формирования навыка. Вождение – это навык. А навык в свою очередь – это уже про изменение, модификацию себя. Так что стать водителем – значит, в каком-то смысле перейти на новый уровень. Согласны и готовы ли вы к этому, а не просто к тому чтобы рулить машиной, слушать в ней музыку, стоя в пробке, вместо того, чтобы толкаться в переполненном общественном транспорте? Это немаловажное прояснение.
При этом лично я считаю, что уметь ездить по правилам – не главная задача. Главная, и более трудная задача заключается в том, чтобы уметь реагировать на постоянно происходящие ситуации, выбивающиеся из среднестатистического порядка, из того, как это должно быть, согласно правилам дорожного движения. Есть на дорогах и относительно постоянный порядок (полосы, светофоры, ряды, знаки) и постоянный хаос (водители и их поведение).
Для решения этой задачи водителю жизненно необходима бдительность, поскольку для того, чтобы предпринять нечто в угрожающей ситуации, нужно сначала увидеть, воспринять ее.
Верить в правила и их соблюдение наивно, и не особо соответствует реальности. Правила и санкции за нарушения – это конечно хорошо, но под ними часто может скрываться ловушка долженствований. То есть человек знает, что должен другой (например, уступить дорогу, пропустить) и ведет себя в соответствии с этим «он должен». Однако реально тот ничего никому не должен. То, что так предписано, не значит, что так и будет. В этом прямо-таки сконцентрирована непредсказуемость человеческого фактора. И если что-то случается, то последствия для нарушителя могут никак не помочь пострадавшему.
Рассматриваемая нами часть социальной среды, где, как было сказано выше, проявляются негативные черты человека, влияет на всех участников дорожного движения. На вас тоже. Осознавайте это и будьте внимательны не только к ситуации за пределами вашего автомобиля, но и к себе. Негодуя по поводу дураков на дорогах, важно следить за собой, чтобы не быть такими же.
Таким образом, будучи водителем, будьте внимательны и предусмотрительны, помните о постоянно присутствующем риске и ответственности. Тогда это не только повысит уровень вашей личной безопасности, но и будет вкладом в безопасность на дорогах вообще.
Константин Ларин