Психологическая подготовка, безусловно, является направляющей темой в наших занятиях. И очень часто люди совершают свой выбор в пользу самообороны, а не какой-то секции единоборств, именно из-за нее, ожидая, что занятия помогут им, прежде всего, психологически. В принципе, ожидание верное, но вопрос в том, насколько оно адекватно реальным возможностям? Ведь многие ожидают чудесных рецептов, а таких, увы, не бывает.
Тем, для кого психологическая подготовка является приоритетной, необходимо какое-то решение, чтобы преодолеть страх и повысить уверенность в себе. Вот и все, в общем-то.
Чем мешают недостаток уверенности в себе и страх, по-моему очевидно: в какой-то сложной ситуации человек «выпадает» в совершенно неэффективное состояние, в котором он не в силах сделать то, что в принципе мог бы. Соответственно, надо стремиться к тому, чтобы такое «выпадание» не происходило, и человек был бы эффективен тогда, когда этого требует ситуация. В нужное время, в нужном месте. А для этого нужна тренировка.
Без психологической составляющей эффективность занятий снижается. Освоение и отработка приемов рукопашного боя дают немало, но они обязательно должны сопровождаться объяснениями и увязываться с психологией. В таком случае человек более осознанно подходит к тому, что он делает, любая физическая практика не отрывается от психологической, он учится формировать нужный настрой. А 90% успеха – это именно настрой, и только 10% – техника.
Есть немало психологических приемов и рекомендаций, которые можно успешно применить в случае необходимости. Но все они не являются чудесными, а значит, требуют отработки, и, самое главное, должны ложиться на «подготовленную почву». Вот об этом моменте обычно как-то умалчивают. А между тем, на кривом фундаменте толковое здание не возвести.
Подготавливая эту самую почву, необходимо разбираться конкретно, что вдруг заставило человека искать психологическую подготовку, что ему мешает, откуда это взялось и как проявляется? Причем, строго говоря, чем более индивидуально это разбирательство будет осуществляться, тем лучше.
Например, немаловажным является прояснение того, для чего нужна психологическая подготовка: для возможной экстремальной ситуации или же чтобы справиться с последствиями неудачного опыта? Одно не всегда вяжется с другим, хотя вполне себе может. В первом случае первый шаг для вас – это тренировки по самообороне, чтобы вы осваивали какие-то техники, становились физически сильней. Во втором же случае разумней всего сосредоточиться на устранении негативного эмоционального состояния, которое мешает. Сделать это проще сугубо психологическими методами, которые не используются на занятиях, потому что это всегда индивидуальная работа с человеком.
Главным психологическим качеством для самообороны, на мой взгляд, является решительность. Пусть корявые, но решительные действия – это лучше, чем техничные, но нерешительные. Уверенность в себе, как базовое качество, этой самой решительности однозначно способствует, страхи же ее тормозят, а то и вовсе блокируют.
Также стоит упомянуть о том, что знание приемов само по себе может придать человеку уверенности. То есть, он знает, что делать в той или иной ситуации и ему от этого становится немного спокойней. Но такая уверенность несерьезна, и не выдерживает проверки на применимость.
Знать – это одно, уметь – это уже совсем другое, а быть в состоянии применить то, что умеешь – это уже третье. Причем применять это придется в стрессовой ситуации.
Что еще мы должны учитывать в психологической подготовке, занимаясь самообороной? Развитие специфического внимания и умения не выглядеть жертвой. Все это позволяет предотвращать множество нежелательных ситуаций. Самооборона начинается раньше, чем драка.
Ну и напоследок скажу, что приняв решение заниматься самообороной, первая уверенность, которая вам понадобится – это уверенность в смысле ваших занятий. Потому что никакие эффективные приемы и никакое оружие не помогут вам, если вы не будете в это верить. Более того, глупо тратить время на то, во что не веришь. Вера и смысл того, чем вы занимаетесь, формирует особое серьезное отношение, а значит, и занятия будут приносить толк.
Константин Ларин